21.11.2014

Межзвездный

После выхода на большой экран нолановского "Интерстеллара" меня все больше терзает мысль о том, что, как бы не старалась современная культура постмодернизма сократить расстояние между массовым и элитарным искусством, зачастую в головах у людей между этими понятиями бездонная пропасть, куда глубже, чернее и страшнее космоса, показанного в фильме.

Не стану долго говорить о постмодерне как таковом, уж слишком противоречивое у меня к нему отношения. Меня волнует вопрос: почему же, несомненно, главный релиз года оценили далеко не все? Возможно, ему вообще не суждено было выйти обрести ту самую массовость?
"Межзвездный" это по истине неописуемое зрелище, но проект все-таки резонансный.


Кристофер Нолан хороший режиссер, он вовсе не обязан ходить у вас в фаворитах, но отрицать   профессионализм и оригинальность его работ, считаю, несколько глупо. Неужели все дело в завышенных ожиданиях?  Не та ли это ситуация, когда каждый малейший изъян воспринимается как провал, на который обрушивается шквал критики?

Смешение жанров и сюжетных линий одновременно делает фильм уникальным и трудным для восприятия. Почти три часа экранного времени ничтожно малая единица для проекта подобного масштаба, он неизбежно приобретает черты фрагментарности, что не идет ему на пользу.

Однако он не теряет свою атмосферу, и путешествия в пространстве оказываются вполне реальными для зрителей, сидящих по ту сторону экрана, попавших во временную ловушку, как и герои фильма. 


Меня отчасти пугает тот факт, что подобные картины называют заумными, возможно, все дело в том, что такие вещи не из тех, что будешь смотреть вечером, чтобы развлечься. Не визуальный ряд, не прекрасная актерская игра, не пробивающая насквозь музыка Циммера, просто не дадут расслабиться. 

Неужели мы настолько привыкли к простоте, что когда возникает необходимость напрячься, чтобы разобраться в происходящем на экране, пережевать  впечатление, которое оставил после себя фильм, мы отступаем назад? Не получается ли так, что вместо того, чтобы разбираться в идеях мы оцениваем не само произведение искусства, а его форматность для нашего ума? Иными словами, если нечто предстает слишком сложным, непонятным и не вписывающимся в нашу систему координат, то плохо оно, а не мы. Выходит все-таки, когда мудрец указывает на луну, глупец смотрит на его палец или, как сейчас принято говорить, на каждого Мэтта Тейлора найдутся глупые феминистки?

Не в этом ли состоит трагедия современной массовой культуры? Вместо того чтобы заставить людей думать, тянуться вверх, она низводит все до понятного всем и каждому уровня.  "Межзвездный" тоже в какой-то степени упрощен, в конце концов, для научной фантастики он все же больше фантастика, чем наука.


"Интерстеллар" кино качественное, оптимально насыщенное и умное, с талантливыми актерами, и в отличие от моего любимого Куарона с его "Гравитацией", это нечто большее, чем просто красивая картинка. В нем есть нестыковки и места, которые придутся по вкусу далеко не всем, и это не лучший фильм, определенно нет, не стоит преувеличивать, но, несомненно, лучший в этом году. 

Становится жутко обидно, когда осознаешь, что весной "Мстители" и кассу соберут гораздо больше и греметь будут громче, и кто-то, да, обязательно упомянет гениальную игру, говоря про плоские лица недо-актеров. Нет, господа, человеком года, похоже, стал МакКонахи с его "Настоящим детективом" и "Интерстелларом". А Нолан, ну это Нолан.

photo «Cosmos» by Reuben Wu

И если вы хотите узнать куда я пропала, то знайте, что перфекционизм сведет меня в могилу.

19 комментариев:

  1. Катя не сводись в могилу.
    Я не смотрела этот фильм, но хотела его бы посмотреть.

    ОтветитьУдалить
  2. "Интерстеллар" - единственный фильм, который оставил меня довольной, несмотря на сюжетные бреши (и даже дыры), невозможность передать вещи вроде пятимерного пространства или "научные" ляпы. Выйдя из зала, я не могла стоять без опоры - дрожали колени. Да, он заслуживает звания лучшего фильма года и, возможно, всей научной фантастики. Но! По степени "умности" впечатляет визуализация вселенной, великолепная графика и уместный звук, в то время как персонажи шаблонны, а истины - прописные. Но тем не менее, я была впечатлена до глубины души.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Персонажи просты, это минус, но использование "сложных" героев в таком фильме, скорее всего, было бы чересчур.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Не думаю. "Сложные" герои (хотя бы главные) сделали бы фильм намного многограннее, а драматическая часть фильма не была бы похожа на заготовку.

      Удалить
    4. С этим я согласна, но тогда для многих он стал бы еще более непонятным. Да и хронометража явно бы не хватило, чтобы персонажей раскрыть и сюжет не пострадал.

      Удалить
  3. обожаю Кристофера Нолана
    и я с тобой согласна, Катя, проблема в том, что культура стремиться быть понятной каждому, что несколько ее опошляет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Упрощение и шаблонность - бич нашего времени/

      Удалить
  4. Вчера заглядывала на кинопоиск,первый в списке фильмов топ 200. Интересно узнать конечно что за фильм такой, всем понравился. Три часа только идёт,долго(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фильм довольно насыщенный,я не заметила как они пролетели. В отличие от заунылых голодных игр.

      Удалить
  5. единственные фильмы, которые я могу смотреть (так как практически не делаю этого) - это совершенно неожиданные. нестандартные,
    Теперь хочется посмотреть и Интерстеллар))

    ОтветитьУдалить
  6. Присоединяюсь к автору выше - фильм оставил хорошее впечатление, несмотря на сюжетные дыры и погрешности. Думаю, сделать его более полным было бы сверх задачей, т.к. вписать такую необъятную тему в несколько часов, да еще и дополнить ее сюжетным драматизмом просто нереально.
    И концовка еще оставила впечатление, что второй части Интерстеллара быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, что продолжения все-таки не будет, не хотелось бы портить впечатление.

      Удалить
  7. Я ещё не смотрела этот фильм, но очень хочу в ближайшем воремени сходить в кино, или скачать его. Уж больно много разноплановых отзывов, хотя, больше меня интригуют положительные.
    SuSunny

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. напиши потом о своих впечатлениях, если все же посмотришь.

      Удалить
  8. Фильм несомненно крут!!! И, несмотря на все "не очень" мнения, я бы посмотрела его еще раз. А может и два! Да, пусть он основан на гипотезах, но, думается мне, что в недалеком будущем фильм "Время" (если смотрели и помните) уже не будет просто фильмом, а станет частью реальности. Интерстеллара ждёт та же участь, только должно пройти чуть больше времени.
    Мы не короли этого мира!

    Катя, спасибо за чудесный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже хочу его пересмотреть, но чуть позже, пока я все еще нахожусь в стадии обдумывания.

      Удалить