24.08.2014

Загадка Джерома Сэлинджера

Если начинать, то с главного. Пусть это будет Сэлинджер, решила я, все-равно рано или поздно я бы написала о нем. Рассказывать о человеке, в образе которого слишком много белых пятен глупо, это будут всего лишь мои домыслы, которые могут быть далеки от реальности. 
Что мы знаем о его биографии?  Выходец из обеспеченной еврейской семьи, поменял несколько школ, из которых его постоянно выгоняли, дальше военное училище Вэлли-Фордж , был солдатом, всегда мечтал о писательстве, по ночам под одеялом при свете фонарика писал свои первые рассказы, отчаянно пытался попасть на страницы журнала New Yorker. После публикации своего бестселлера  «Над пропастью во ржи» стал избегать публичности. Женился, стал отцом. Развелся, потом опять женился и развелся. Наверное, это все. Собственно, факты вы легко можете узнать сами. Я вовсе не собиралась вас ими мучать. Я хотела рассказать совсем о другом, о том, почему меня так завораживает то, что он писал.


Приходится строить догадки, чтобы попытаться понять его мышление и характер. Точно так же и с его произведениями, в них ты ничего не знаешь до конца. Все эти недосказанности, пробелы и непонятные окончания  делают его рассказы и повести похожими на игру с конструктором, где начальный каркас собран, но дальше все зависит от нас, каждый может выстроить свою линию, так как он ее видит. В итоге мы получаем коктейль из сэлинджеровской прозы, разбавленный собственными мыслями и концепциями. Читая такие вещи, чувствуешь свою причастность к тому, что происходит в произведении.

У Сэлинджера  полно деталей, порой таких, на которые в обычной жизни мы не обращаем внимания, но общей картины нет никогда. Как нет и описания его героев. Все они кажутся затуманенными, и в то же время уникальными. Мы смутно знаем что-то об их жизни, какие-то детали их внешности, но в их образах нет описательности и фотографичности. Всегда самим приходится достраивать их облик в своей голове.

Мир Сэлинджера неопределенный, приходится залезать внутрь, чтобы разобраться что к чему. Возможно, именно поэтому в его героях так легко найти себя. Раз ты сам домыслил часть истории, значит так написано и про тебя тоже. Собственно именно благодаря этому, перечитав один и тот же рассказ спустя какое-то время, понимаешь, что он воспринимается несколько иначе, поскольку вы сами изменились.

Близок читателю он еще и потому, что слог его необычайно прост. В нем нет громоздких метафор и надуманных эпитетов. Все просто и банально, как сама жизнь. Но разве не в этом состоит вся прелесть? Находить интересное в повседневности. Сам он говорил, что надо уходить от выдумки, писать о чем знаешь. И это его умение незатейливо рассказывать о простых вещах, не перестает меня восхищать.

Читая его, ты волей-неволей учишься понимать смысл, заложенный между строк, разгадывая  шифр из слов. То, что он сам называл "огонь между строк" начинает полыхать ярче, когда вы принимаете условия его игры.
Как, черт возьми, ему это удается? Как он умудряется сохранять воспоминания о переживаниях в юношеские  и военные годы в своем сердце? Может быть потому что и то и другое слишком сильно влияет на человека? Все его произведение пропитаны духом юношеского максимализма и войной, и то и другое нагоняет тихий трепет. Идеи, заложенные в его повести и рассказы, оказываются масштабнее сюжета, оттого повествование порой напоминает притчу.

У меня вечно возникает чувство, что он знает что-то больше об этой жизни, видит и понимает происходящее вокруг куда яснее остальных. Он тот о ком думаешь: "хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь... (Над пропастью во ржи)". Но он никогда не отвечал на вопросы поклонников и не давал интервью. Джерри считал, что люди должны знать его работы, а не его личность. На вопросы что делать и как жить он неизменно отвечал: " Я не психотерапевт, я – писатель ".
Одержимый творчеством писатель, отодвинувший ради творчества семью на второй план или  перфекционист не терпевших халтуры, затворник, уставший от славы и назойливых фанатов, или мастер мистификации, сумевший сделать себя живой легендой. Так кем же вы были, мистер Сэлинджер?

18 комментариев:

  1. тебе определённо нужно писать больше и рассказывать нам о людях которые тебя восхищают. Получилось потрясающе, это то, что действительно нужно знать об авторе, когда читаешь его произведение, нужно знать чувства и мысли уже знакомых с его творчеством, так интереснее начинать какую-либо его книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Мне трудно писать о том, что тебе нравится, хочется охватить все аспекты, в итоге все равно кажется, что написано не достаточно хорошо и понятно.

      Удалить
  2. Катя, ты так интересно написала об этом писателе. Я обязательно вернусь перечитывать. Особенно мне понравилось, что нельзя выдумывать, нужно писать о том, что знаешь. Выдуманное - неустойчивое, оно очень быстро навеет скуку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне тоже эта фраза очень понравилась, любая сказка должна быть реальной, даже если на самом деле всего этого и не происходило.

      Удалить
  3. Как прекрасно написанно! Сразу захотелось ознакомиться с его произведениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Здесь хорошая подборка - jeromesalinger.ru

      Удалить
  4. Наконец-то я этого дождалась. Сильно ли я тебе надоела своими просьбами о людях?
    Да, мне иногда хочется залезть в голову автора, чтобы узнать, как он это видит с его стороны. Только это нереально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не надоела совсем)
      Порой жаль, что это нереально.

      Удалить
  5. про простоту ты очень верно подметила.

    к сожалению, многие больше одного его, неоднократно указанного тобою, бестселлера не читали...

    заметила за собой черту, что его произведение может не понравится сначала, но потом оно действительно уникально. но есть некоторые особенности в нем, которые меня лично раздражают порой. хотя бы те, что главные герои его рассказов обычно немножко так, но более странные и одновременно более совершенные чем другие - более нелепые чем странные герои...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению да, хотя я все-таки рада, что хотя бы с ним познакомились.

      Удалить
  6. Обожаю его "Над пропастью во ржи". Сто раз читала и еще столько же буду ))

    ОтветитьУдалить
  7. Как я рада, что ты написала именно о нем!
    У меня дома все его книги, кроме недавно опубликованных. И ты совершенно права, каждый раз, перечитывая, книга воспринимается иначе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, я рада, что тебе понравилось.

      Удалить
  8. Ох,читала на одном дыхании.Очень понравилось как ты написала об этом писателе.

    ОтветитьУдалить
  9. так трогательно,чувственно ты написала!

    ОтветитьУдалить