23.05.2014

Tumblr-пятница


Хочу поделиться с вами одной мыслью. Что есть свобода? В какой момент мы должны чувствовать себя свободными, и какими должны быть наши ощущения? 
Один умный человек сказал мне, что свобода - это точка посередине между должен и обязан. Ты должен есть, должен где-то жить и так далее, долженствование в этом случае - это необходимость в поддержании своего функционирования, ответственность в первую очередь перед самим собой. Обязаны же мы бываем кому-то: родителям, друзьям, системе в которой существуем. В этой обязанности нет ничего ужасного, если вы не отшельник, то взаимодействуя с людьми, все друг другу чем-то обязаны в той или иной степени. Так вот свобода, сказа ли мне однажды, это то, когда твое обязан не душит тебя, но в то же время ты не забываешь о том, что ты должен, свобода всегда подразумевает под собой ответственность.
Стало быть, все в наших руках? Точнее сказать в голове? Нужно ли разделять свободу тела и разума? Чувствуете ли вы себя менее свободным, находясь в своей квартире, чем во дворе? Вполне очевидно, что отсутствие стен снаружи не исключает их наличие внутри. 
Человек, сидящий в тюрьме, лишен физической свободы по определению. Но свобода разума не зависит от твоего местоположения. Вспомните, например, Даниэля Дефо, написавшего "Робинзона Крузо" отбывая срок. Лютер перевел Библию, сидя в заключении в Вартбургском замке. 
Значит ли это, что в каких бы условиях он не находился, человек может чувствовать себя свободным в тот момент, когда этого хочет? 
Свобода - это эгоизм. Вот, что я хотела сказать. По-моему мы свободны в тот момент, когда думаем о себе. Отправляясь в горы навстречу пресловутой свободе, ты не думаешь о родителях, о друзьях и невыполненных обещаниях. Если ты думаешь, то даже стоя на вершине мира, ты связан по рукам и ногам. Это эгоизм в высшей степени. Любое проявление альтруизма и ты уже сам себя привязал тоненькой ниточкой к кому-то или чему-то. 
Нет, я вовсе не хочу вас убедить в том, что стремление к свободе - чувство плохое и от него нужно избавляться. Вовсе нет. Может быть, нужно просто в этом признаться? В конце концов, все мы имеем право на собственные желания.
На эту мысль мена натолкнула одна весьма занятная книга. О ней в следующий раз.













images via tumblr

15 комментариев:

  1. Для меня свобода, это гармония с окружающим миром. Гармония я близкими к тебе людьми, и свобода выбора.
    Очень понравилась твоя подборка:з Сама наверное понимаешь, почему)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ох, как же я согласна с этим комментарием, для меня так же свобода - гармония. Я наверное не побоюсь сказать, что в этом плане я на данный момент чуточку свободна:)

      Удалить
    2. Мне нравится эта мысль! Мы свободны только тогда, когда в нашей душе царит мир.

      Удалить
  2. Мы всегда эгоисты. Я несвободна. Оковы сжимаются все сильнее.

    ОтветитьУдалить
  3. Я часто думала о том, что стремление к свободе - это эгоизм. Но все равно быть свободным безумно хочется, что бы это ни значило для тебя и окружающих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно хочется, и это вполне нормально.

      Удалить
  4. мне все чаще кажется, что свобода возможно только при полном отсутствии "морали/нравственности". свободный человек сам устанавливает для себя мораль, и поэтому способен не подчиняться общественным законам, а быть хозяином себе. от этого уйдут и тяготящие человека связи и привычки.

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно же, свобода = эгоизм, так как свободный человек не обременен заботой об окружающих, и все таки когда человек пересыщен свободой это не есть хорошо. Всего должно быть в меру.

    ОтветитьУдалить
  6. во многом согласна. но для меня свобода - это отсутствие страха в первую очередь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это тоже верно, страх держит нас порой крепче чем обещания и долг.

      Удалить
  7. Мне кажется на протяжении всей жизни короткой или длинной, каждый человек сам формулирует для себя понятие свободы. Для меня напротив освобождение от чувства долга и ответственности за свои поступки, родных мне людей, есть не свобода, а нахождение в рабстве собственного эгоизма. Все таки философские теории солипсизма не для меня совершенно.

    ОтветитьУдалить