31.05.2014

Шантарам

Реальность далека от художественного ее представления. Об этом и так всем известно. Мы видим то, что хотим видеть, а вовсе не то, что есть на самом деле. Отсюда же берутся необоснованные ожидания, и именно поэтому  они разбиваются в пух и прах, когда между фактом и преставлением оказывается пропасть. 
Увидев на обложке "Шантарама" Грегори Дэвида Робертса величественный Тадж Махал, вы сразу же подумаете об Индии. Вспомните Болливуд, яркие краски, специи, танцы, индуизм и, возможно, что-то еще. После прочтения аннотации, вы будете уверены, что вас ждет увлекательный приключенческий роман. И явно не будете подозревать о том, что вас ждет этакая философско-приключенческая сага об индийской мафии. 
Я слышала, что многим книга не понравилась именно по этой причине: они получили то, чего совсем не ожидали. И я могу их понять, ведь если вместо желаемого, вы получаете что-то другое, и вы к нему не готовы, более того, вы  подобные вещи не любите, то вряд ли вы останетесь довольны.


Итак, в книге действительно много экшена, местами она очень динамична, как бурлящая река. В такие моменты оторваться от чтения, практически невозможно, одно действие следует за другим, и вам просто необходимо узнать что же будет дальше. Таковой является примерно половина книги. Однако чем ближе вы подбираетесь к финалу, тем медленнее идет время в "Шантараме", если в первых частях события месяца или даже полугода могут быть описаны на одной странице, то к концу повествование становится более детальным и растянутым. Тому есть простое объяснение.
Отмечу, что книга понравилась мне тем, что в данном случае важны не только поступки героев, но и их мотивация. Причины, по которым действующие лица романа совершают те или иные действия, порой оказываются чуть ли не важнее самих поступков. И особенно это становится очевидно именно во второй половине книги. На мой взгляд, именно поэтому с каждой последующей главой жизнь героев развивается не так стремительно.
Еще одни несомненный плюс - это человечные персонажи. Меня радует, когда в литературе, да впрочем, и в кино тоже, авторы сознательно избегают стандартных образов героев. Когда они, не ненормально положительные или наоборот, сущие дьяволы, а живые люди, у которых есть как хорошие, так и плохие черты характера.

Мне пришелся по душе главный герой, на мой взгляд, он раскрыт достаточно удачно, но в то же время остается некая недосказанность, есть некие тайны, что дает волю фантазии. И должна признать честно, я питаю слабость к подобного рода персонажам.
Второстепенные герои не менее интересны, кто-то с самого начала, кто-то заинтересует вас лишь под конец, важно то, что у каждого из них есть характер, есть индивидуальность, и если кто-то и не эволюционирует на протяжении книги, то точно открывается с другой стороны.
Нельзя не сказать и  про философию, которой пронизан "Шантарам". В книге есть огромное количество интересных мыслей, некоторые моменты даже хочется цитировать. Затрагиваются очень важные вопросы, при этом порой вы можете получать несколько неожиданные ответы. Тонкими нитями вплетена философия в эту книгу, она не раздражает и нисколько не выбивается из общей линии.
Колорит Индии. Он передан просто прекрасно. Конечно, мне трудно об этом судить, ведь я ни разу там не была, зато после прочтения книги, загорелась желанием посетить эту страну.
Ну и под конец отмечу, что в данном произведении не так много мишуры. В ней показана жизнь как она есть, да, с небольшим преувеличением, но выглядит все это очень реально. Жизнь действительно бывает очень разной, порой швыряет нас из стороны в сторону, но мы всегда выплываем. И финал книги может показаться несколько спорным, ведь она заканчивается ни хорошо, ни плохо. Перед нами скорее отрезок жизни героев, какая-то ее часть. А дальше. Дальше будет что-то другое, ведь жизнь, какая бы она не была, продолжается.

На этом все. Если вы уже читали "Шантарам", то пожалуйста расскажите мне о своих впечатлениях. Если нет, то советую вам все-таки ознакомиться с этой книгой.

12 комментариев:

  1. Привет Катюша)
    Знаешь,не читала данную книгу,но...прочла твой отзыв,книга не по мне,но с вышесказанными первыми словами соглашусь,что многие люди видят то,что хотят видеть,я не среди таких (и рада этому),обычно я люблю анализировать,ну или на крайний случай вступает в силу моя фантазия)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все мы отчасти такие, реальность такова, какой мы ее представляем.

      Удалить
  2. не так давно начала читать. прочитала совсем не много,пока что нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, что интерес не пропадет)

      Удалить
  3. сегодня на работе читал этот пост и сразу захотелось купить эту книгу) к сожалению, в ближайшем магазине книги этой не оказалось, но я взяла на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почитай если будет возможность, надеюсь, что понравится.

      Удалить
  4. Не читала, но ты жутко заинтересовала.

    ОтветитьУдалить
  5. Эту книгу я не читала и скажу честно, даже не обратила бы на нее никакого внимания, если бы не прочла твой отзыв о ней. Как же все таки хорошо, когда ожидания совпадают с действительностью)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ожидания - это зло, часто все портят)

      Удалить
  6. Я читала) если точнее, то читаю как раз сейчас. Примерно на середине уже, но пока остановилась, так как потянуло на литературу о саморазвитии. Это для меня нормально, я часто читаю по 3-4 книги одновременно - все зависит от настроения и моего месторасположения) в этом огромный плюс электронной книги.
    Катюш, ты так четко передала суть книги! Ну мастер, прям нет слов. И да, в "Шантарам" огромное множество философских размышлений, на некоторые даже у меня ушло какое-то время, чтобы переварить и осознать смысл, даже перечитывала отдельные абзацы.
    Кстати, ждем экранизацию! Правда, я к такому очень скептично отношусь. Даже представить сложно, как такую огромную книгу буду интерпретировать в Голливуде. И кто сможет воплотить Прабу?? разве что Денни де Вито))))))))))))))) и очень мне интересна Карла. Если актрису будут подбирать, основываясь на внешности и энергетике, то я бы выбрала Нуми Рапас, но у меня с этой актрисой особые отношения (люблюнимаху!!!).
    Сорри за такой развернутый комент, но книга и правда достойная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Я читала, что в экранизации будет Депп, и меня это очень смущает, поскольку он, по-моему, он ничуточки на похож на автора, а книга во многом автобиографична, да и по описанию не подходит совсем.
      Карла мне тоже была интересна, но под конец... сама прочитаешь, не буду ничего говорить) Рапас -необычный выбор, я не думала о ней, но, мне кажется, что было бы хорошо посмотреть на нее в этой роли)
      Я люблю развернутые комментарии) А книга да, оказалась гораздо лучше, чем я предполагала.

      Удалить