28.08.2012

Библиофилия: как читать книги?

    Вы умеете читать? Конечно да, иначе бы вас здесь не было. Но насколько хорошо вы это делаете? Я имею в виду не ваши способности к скорочтению, а говорю о качественной стороне процесса. Собственно я и сама об этом не задумывалась до тех пор, пока мне в руки не попала книга американского философа и преподавателя Мортимера Адлера с одноименным названием "Как читать книги"И прошу меня простить, но боюсь, что тавтологии мне в этом посте не избежать.
    Как говорит сам автор, эта книга для читателей, которые не умеют читать. По своей сути мастерство чтения — это способность верно улавливать любую информацию. И то, насколько нам понравилось, и мы поняли то или иное произведение зависит от того, удалось ли нам овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель. Я думаю, это и так многим понятно. Проблема заключается в том, что мы не знаем как уловить именно ту мысль, которую вложил в книгу писатель.
    Помните, в школе нас часто просили назвать тему и идею произведения? У многих этот вопрос вызывал настоящий ступор. Вроде бы, прочитали, помните сюжет, но какова была идея неизвестно. И даже повторное прочтение может не изменить ситуацию. Проблема современного читателя, на мой взгляд, состоит в том, что во-первых в школе у нас или совсем отбивают охоту к чтению или просто не учат читать правильно, а во вторых вокруг нас столько информации, что мы в ней просто путаемся и не можем справиться с таким объемом. 

    Для начала нужно осознать, что именно мы читаем и для чего (для информации, для развлечения, для понимания). Определив жанр книги и нашу цель, можно считать, что полдела уже сделано. Спросите что же в этом такого важного? Представьте себе ситуацию: вы купили себе новый гаджет и пытаетесь послушать на нем любимые песни, но у вас ничего не получается. Наконец, после нескольких попыток вы берете в руки инструкцию и видите, что  он вообще не предназначен для прослушивания музыки, а используется для каких-то других целей. Тоже самое происходит и с книгами. Вы не найдете глубокий смысл, читая анекдоты, бесполезными окажутся попытки найти эмоциональную составляющую в энциклопедии или сюжет в словаре. Эти книги предназначены для другого. И поэтому читать их нужно по-разному. 
    Читая ради информации, мы ищем факты. Читая ради понимания, мы узнаем не только факты, но и их смысл. Читая ради развлечения, мы стараемся доставить себе удовольствие. Нужно заметить, что эти три вида могут пересекаться между собой. 
    "Книги существуют не только для того, чтобы запоминать их содержание". Для того, чтобы понять прочитанное нужно уметь выделять ключевые слова, предложения и даже абзацы. Ведь  весь смысл, например, этого поста можно было бы уложить в паре фраз. На мой взгляд это особенно важно при прочтении художественной литературы, где основные мысли спрятаны под толщей эпитетов и метафор. 
    Так же важно обращать внимание на "скелет" книги. Кто-нибудь из вас читает оглавление? Запоминает названия глав? А ведь они существуют не только для удобства. Зачастую рассказы в сборнике расположены не хаотично, а в особом порядке, по какому-то принципу, но мы этого не замечаем. А как насчет предисловий? Часто в них можно найти много интересного и важного для последующего прочтения книги. Сюда же относятся пометки автора, эпиграфы, пометки и так далее. В итоге получается, что мы пропускаем очень многое!
    Для того чтобы быть активным и внимательным читателем автор предлагает делать заметки на полях, подчеркивать важное или то, что нас заинтересовало. Или же можно завести отдельный блокнот, куда помимо прочего можно выписывать понравившиеся цитаты или собственный мысли, возникающие по мере прочтения. Признаюсь, сама я пока еще не пробовала это делать, поэтому не могу сказать насколько это эффективно.
    В заключении, хочу сказать, что этот труд стоит прочитать тем, кто хочет выжимать максимум из книг.  Или же тем, кто интересуется написанием собственных произведений, так как, по мнению автора, процессы взаимосвязаны, и наше неумение говорить и писать является следствием неграмотности в чтении. Читать  Адлера стоит ради понимания, а не информации (вы не найдете здесь ничего совершенно нового). В целом книга представляет собой еще одну методику чтения, коих к слову сейчас существует множество.

15 комментариев:

  1. отличный пост, очень полезный)
    почти из каждой прочитанной книги я выписываю понравившиеся цитаты, и надо сказать, это действительно очень хороший способ сохранять прочитанное в памяти, ну и расширять свой лексикон, конечно. Всегда можно обратиться к блокноту с записями, если ищешь вдохновения)

    ОтветитьУдалить
  2. Diana Sviridova10/14/2012 7:58 ПП

    Спасибо тебе большое за этот пост, как раз недавно начала искать что-то подобное...
    Обязательно прочитаю эту книгу! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Полезный пост! :) И, кстати, я иногда выписываю или подчеркиваю понравившиеся цитаты.

    ОтветитьУдалить
  4. www.annymart.ru10/14/2012 8:04 ПП

    Пы.Сы. Только дошли руки до твоего тумблера. Зависла. Как красиво-то!:)

    ОтветитьУдалить
  5. http://www.annymart.ru/10/14/2012 8:04 ПП

    Книга заинтересовала, хотя в принципе мне кажется, что интуитивно я читаю правильно и, как выразился преподаватель зарубежной литературы, вижу "глубоко". А я с недавних пор начала записывать интересные мысли из книг в блог. Например, последнее прочитанное и проработанное - "Отчего вы не буддист". Потом всегда удобно будет к ним вернуться и подумать еще, посмаковать, а кого-то из читателей - вдруг заинтересует:)

    ОтветитьУдалить
  6. Согласна, для блога это тоже полезно)

    ОтветитьУдалить
  7. Хельга Ярвинен10/14/2012 8:04 ПП

    Очень люблю твой блог! Ты всегда замечательно пишешь. Честно сказать, я никогда не задумывалась над этим и не знала, что читать нужно ещё и уметь. Получается, я не всегда читаю правильно и мне снова есть над чем поработать. Что же касается тетради - да! Я веду, и даже несколько. В одной я просто конспектирую книги, а в другую просто выписываю цитаты, основные мысли и положения. Писать на полях книги не люблю.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо большое, мне очень приятно! Я тоже раньше не особо об этом задумывалась, но название книги заинтересовало и поэтому решила ее изучить.

    ОтветитьУдалить
  9. мне понравился пост - я теперь знаю, что всё делаю правильно) чащу всего я делаю пометки прямо на страницах книги, так как переписывать это всё ушло бы несколько тетрадей на одну книгу. когда я открываю уже прочитанную книгу, то вижу восклицательные на полях - это значит что абзац важный и надо запомнить, если выделила предложения - это в цитаты, если обвела слово - это новое слово в моем словаре... иногда на полях есть смайлики)

    ОтветитьУдалить
  10. У меня часто возникали мысли насчет того, чтобы выделять нужное, но, наверное, было просто лень это делать. Зато теперь читаю с карандашом в руке)

    ОтветитьУдалить
  11. я сама веду такой блокнот, куда записываю все понравившиеся цитаты) а вот черкать что-то на полях этой самой книги...ни за что!)

    ОтветитьУдалить
  12. Я очень люблю всякие предисловия, вступления и эпиграфы. Там тоже можно найти много интересного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я тоже люблю их читать. Правда многое зависит от того, кто писал эти вступительные статьи: автор, переводчик или какой-то критик. Порой они все портят.

      Удалить